ИСТОРИЯ ОДНОЙ ОТСТАВКИ И ВЫВОДЫ, КОТОРЫЕ ИЗ НЕЕ ВЫТЕКАЮТ

На просторах России есть город с очень интересной судьбой и говорящим названием Шахты. Что только не повидал этот город на своем веку. Но, наверняка, больше всего ему запомнились, как это обычно бывает, взлеты и падения – свои и чужие. Чего стоит одно только знаменитое «Шахтинское дело» 1928 года, обвиняемым по которому вменялась в вину не только вредительская деятельность, но и создание подпольной организации, установление конспиративной связи с московскими вредителями и с зарубежными антисоветскими центрами. Лишь в 2000 году все обвиняемые, то есть безвинно осужденные, по результатам расследования Генеральной прокуратуры Российской Федерации были реабилитированы.

Хотя, зачем нам останавливаться на негативе, давайте скажем и о том, что когда-то город Шахты был даже областным центром, более того, являлся сердцем угольной промышленности Восточного Донбасса, и всей великой страны. Правда в 1990–2000 годы большинство шахт оказались закрытыми, что привело к экономическому упадку. В результате, как это не странно, канули в Лету трамвайное и троллейбусное сообщения в городе, которые вроде бы никому не мешали, закрылись, а где-то и сравнялись с землей объекты соцкультбыта, ранее стоявшие на балансе шахт. Но это лишь детали.

Тем более, что город не унывал: не получалось заявлять о себе с помощью экономики, брал яркими характерами, людьми. Не зря же Шахты сегодня считается городом олимпийских чемпионов, одни только фамилии мировых знаменитостей Василия Алексеева и Давида Ригерта чего стоят! Олимпийские чемпионы Алексей Вахонин, Людмила Кондратьева, Марина Логвиненко, Рудольф Плюкфельдер, Андрей Сильнов, Виктор Трегубов — тоже представители города Шахты.

Совсем недавно здесь случилось одно весьма примечательное событие. В отставку подал мэр города. Не сам, конечно, вот, мол, устал, ухожу, а под давлением, как говорится, общественности. Мэр тот был непростой. В свое время возглавил городскую администрацию в совсем уж молодом возрасте.

Возможно, тогда, когда он стал мэром, им и двигали великие идеи по превращению родного города в цветущий сад, спортивный и досуговый центр. Но, как-то по прохождению времени, идеи эти стали забываться, и однажды, проснувшись, шахтинцы обнаружили себя практически у разбитого корыта. Мэр так преуспел в своих стараниях, представляя интересы населения на всех уровнях по своему усмотрению, что успешный промышленный город оказался в окружении одних только проблем. Но зато с красивым фасадом-брендом в виде так называемого Города Будущего, построенного по инициативе мэра как общественно-деловой центр по обеспечению жителям максимальной комфортности в получении государственных услуг. Так было декларировано, а по факту же это современное сооружение лишь обеспечивало финансовую выгоду своим учредителям.

Может быть, этот Город Будущего и стал бы украшением Шахт, практическим подтверждением хода административной реформы и даже лицом самого города, если бы не огромные проблемы с водо- и электроснабжением населения и масса других из года в год не решаемых вопросов жизнеобеспечения, которые в итоге и привели к самой отставке. Монологи с экранов телевидения пытались убедить всех в том, что «мы – лучшие, мы самые передовые», как в той восточной поговорке о халве.

Первыми не выдержали горожане. Глухое недовольство жителей города деяниями исполнительной власти, а точнее конкретного лица, постепенно переросло в чуть ли не открытое противостояние. Начался сбор подписей за отставку мэра. Но мэр-то был не лыком шит, не зря же который уже срок пребывал в высоком кресле, а потому не растерялся и пошел в контратаку, организовав такой же сбор голосов, но только в свою поддержку.

Очень может быть, что у него все бы и получилось, пронесло бы, по крайней мере, на этот раз, но тут случился своеобразный конфуз. К мнению горожан прислушалось и новое областное руководство. Оказалось, что новый Губернатор имеет свои взгляды как на ситуацию в Шахтах, так и на деятельность шахтинского мэра. Когда же дело приняло иные, чем ему хотелось, обороты, мэр сначала немножечко, а затем и основательно, мягко говоря, задергался. Не найдя ничего лучшего, попытался валить все, как говорят, с больной головы на здоровую, и стал обвинять во всем депутатов городской думы. Мол, вот если бы не они, то он из всего города Шахты соорудил бы сплошной город будущего.

У депутатов, как водится, была своя правда, те уж мэру все припомнили. К чести народных избранников, они не дрогнули, не раскололись, хотя мэр, судя по всему, от них этого и ожидал. Депутаты же, во-первых, как и полагается народным избранникам, встали на сторону недовольных горожан, во-вторых, не остановившись на этом, пригласили мэра на свое заседание и там принародно, в присутствии представителей средств массовой информации, в том числе телевидения, то есть перед объективами телекамер вручили петицию со своими претензиями, требованиями и, наконец, рекомендацией об отставке, которая была подписана более 2/3 депутатского корпуса города.

В тот день, когда принималось решение об отставке на заседании Думы, в почтовые ящики горожан опускались приглашения на митинг в защиту мэра. Явно кому-то хотелось митинговых страстей. И явно кому-то личные амбиции затмевали рассудок. А может быть, кого-то вдохновляли события, происходящие в те дни в Египте. Хорошо, что эти предположения пока остаются только предположениями. Мэр хоть сначала и отказался следовать депутатским рекомендациям, а затем, видимо хорошенько подумав, на удивление и радость большинства шахтинцев все же подал в отставку.

Как говорят, хорошо то, что хорошо кончается. Существующее законодательство позволило достойно выйти из сложившейся ситуации всем субъектам права нашего города, еще раз подтвердить значимость позиции депутатов городской Думы и мнения гражданского сообщества.

Дальше, будем надеяться, все произойдет как в сказке: будет избран новый мэр, и на этот раз шахтинские избиратели не позволят себе ошибиться, не поддадутся ни на какие технологии, никому не дадут себя обмануть и поверят только себе, а посему выдвинут и выберут такого человека, который не повторит ошибок предшественника, и если не жизнь свою положит на благо горожан, то уж точно все сделает для того, чтобы город, наконец, задышал полной грудью и стал уютным и безопасным для всех шахтинцев, чтобы весь потенциал города использовался для благополучия его жителей, чтобы он и дальше растил высококлассных специалистов, олимпийских чемпионов и просто достойных людей. По крайней мере, очень хочется, чтобы так было.

Ведь впервые в городе местные отделения политических партий, имеющих фракции в Государственной Думе, объединились идеей привести к руководству города грамотного управленца, порядочного, уважаемого человека. Лично я уверена, что мы – шахтинцы, совместными усилиями, ясно понимая и принимая на себя эту высокую ответственность, 15 мая с.г. изберем именно такого мэра города. У нас просто нет времени на то, чтобы учиться на собственных ошибках. Да и ошибки в нашей сегодняшней ситуации, когда вокруг столько нерешенных вопросов, слишком большая роскошь.

Но мы не об этом. То есть, не только об этом. А еще и о том, почему так случилось? По какой причине молодой, энергичный, очень даже способный человек (речь идет об ушедшем в отставку мэре), который стал-то главой города благодаря исключительно самому себе, в какой-то момент перестал устраивать людей, и не одного-двух человек, и не определенную группу, а большинство населения своего родного города, где родился и вырос и, как минимум, молодостью и энергичностью которого этот город когда-то гордился.

Конечно, часть причин кроется в нем самом – человек элементарно не выдержал испытания властью. Но большая доля их скрыта и в нашей действительности. Точнее, той ее части, которая связана с деятельностью представительных органов власти.

Ведь мэр не сразу перестал устраивать горожан, а постепенно, по мере того, как в силу тех или иных причин терял связь с реальностью. Тут возникает вопрос: когда вот это «постепенно» происходило, куда смотрели депутаты, куда смотрела в целом городская дума?

В том и дело, что смотрели туда, куда и мэр.

Ведь в последние пять лет изменения, вносимые в Федеральный закон № 131, постепенно принизили роль представительных органов на местах, «вычленили» из статей ряд распорядительных функций местных законодателей. Собрания депутатов уже не могут в полной мере выполнять роль противовеса исполнительно-распорядительному органу и выборному должностному лицу. Даже целевые программы и изменения в них утверждает мэр. А эти программы зачастую касаются конкретно депутатских округов. Вот и гуляют деньги со статьи на статью: кому выделены, теми не осваиваются, и в итоге направляются туда, куда «барин прикажет». Все это ослабляет конституционные устои местного самоуправления, управление населением территориями существует только де-юре, а де-факто, к огромному сожалению, его нет. Малые города и сельские районы превращаются в «вотчины», где право голоса есть только все у того же «барина».

Это не только проблема нашего города. В шахтинской истории по разным причинам получилось так, что все политические партии, общественность и депутаты стали на защиту города от действий мэра. И удалось решить очень серьезную для города проблему в стенах городской Думы, не дав ей обрести другое обличье и вылиться на улицы. Но от подобных ситуаций ни один город не застрахован. А реальных инструментов в отстаивании своей гражданской позиции современное законодательство нам не дает. Все упирается все в тот же Федеральный закон № 131. В результате депутаты становятся «свадебными генералами», не имеющими возможности влиять на исполнительную власть, то есть, без полномочий на выполнение своих прямых обязанностей перед избирателями. А при случае вся вина обычно ложится только на их плечи.

Мы строим самостоятельные основы правового государства, пытаемся добиться того, чтобы с помощью закона оградить общество от всевозможных негативных явлений, вроде коррупции, клановости, того, чтобы для наших граждан раз и навсегда воцарилась справедливость.

В правовом государстве закон не может сам себе противоречить, иначе мы сами себе перекроем дорогу в то будущее, в которое пытаемся устремиться. В том числе и по этой причине законодателям следует, не откладывая в долгий ящик, приводить наши законы в соответствие с требованиями реальности, прописать меры, исключающие саму возможность решения политических вопросов на улицах, то есть восстановить равновесие между муниципальными исполнительными и представительными органами государственной власти.

Top