Комитет по градостроительству в июне

20 июня на комитете по градостроительству, землепользованию и транспорту депутаты рассмотрели шесть вопросов, в том числе - информацию по адресному реестру снесенного и подлежащего сносу ветхого и аварийного жилого фонда, а также  по предполагаемому направлению использования  освобождающихся земельных участков.

В работе комитета приняли участие депутаты, председатель КСП Г.В.Аверкина, зам.главы Администрации В.Б.Петров, директор департамента архитектуры, градостроительства и территориального развития Е.В.Геращенко, председатель КУИ А.Г.Юрьев, директор МКУ «Шахтыстройзаказчик» Д.В.Романовский, зам.начальника правового управления Администрации Е.В.Зорина,представители СМИ, общественности.

Перед началом заседания комитета депутаты, представители общественности и прессы посетили  объект строительства  дошкольной образовательной организации на 160 мест  в пос. ХБК (ул. Ворошилова, 63). Убедились в плачевном состоянии здания, которое зимой не отапливалось, стены покрылись плесенью и грибком из-за постоянного протекания кровли. Хитрая система удаления осадков с крыши через трубы, которые идут через внутренние помещения, в промёрзшем здании не работает. А потому тонны снега всю зиму и весну тихонько таяли и заливали здание тут и там, в подвале скопилось воды почти на метр. Так что вся стройка в настоящее время представляет собой памятник преступногоразбазаривания бюджетных средств. Торопливые подрядчики, спеша освоить бюджетные средства, даже установили в здании двери, сантехнику и закупили мебель, которая в разобранном виде лежит штабелями и гниёт. Зато с плоской крыши здания отрывается чудесный вид на пруд ХБК, море деревьеви зелёные терриконы. Эти редкостные для города виды по достоинству оценили и депутаты, и представители прессы.

Первый вопрос  «Информация о работе, проводимой Администрацией города по завершению строительства дошкольной образовательной организации на 160 мест  в пос. ХБК (ул. Ворошилова, 63)«, выступил заместитель главы АдминистрацииВ.Б.Петров. Для обеспечения возможности возобновления работ на объекте, уточнения видов и объемов работ, а так же обоснования необходимых затрат для полного завершения строительства Администрацией города приняты меры по проведению комплексного обследования объекта, по результатам которого получено техническое заключение.

Техническое заключение включает в себя результаты комплексного обследования объекта по следующим направлениям: инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, обмерные работы, обследование и проведение испытаний строительных конструкций, определение фактического технического состояния электрических сетей и средств связи, определение фактического технического состояния системы водоснабжения и канализации, определение фактического технического состояния системы отопления и вентиляции, определение фактического технического состояния системы газоснабжения, определение сметной стоимости объекта для завершения строительства.

По результатам визуально-инструментального комплексного обследования объекта, выполненного специализированной организацией ООО «БДУ» определена стоимость затрат для полного завершения работ по строительству объекта, которая составила 65119,95 тыс. руб. (в ценах 1 кв. 2018г.).

Работы, ранее некачественно выполненные подрядными организациями, в том числе и ООО «РнДСтрой», включены в сметную стоимость работ для завершения строительства объекта. Необходимая документация, обосновывающая затраты, направлена на согласование в министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области. По результату согласования расчета затрат на завершение строительства в адрес Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева будет направлено обращение с просьбой о выделении бюджетных средств на завершение строительства объекта: «Строительство дошкольной образовательной организации на 160 мест г. Шахты пос. ХБК» в 2018-2019 годах.

Информация принята к сведению.

Второй вопрос — «Информация по адресному реестру снесенного и подлежащего сносу ветхого и аварийного жилого фонда, а также  по предполагаемому направлению использования  освобождающихся земельных участков«, выступил председатель КУИ А.Г.Юрьев. Постановлением Администрации города Шахты №556 от 31.01.2017г. и №634 от 03.02.2017г. утверждены порядки передачи в муниципальную собственность помещений аварийного и ветхого жилищного фонда, передачи в регистрирующие органы документов для снятия с учета жилищного фонда и вовлечения в налогооблагаемую базу высвобождаемых земельных участков. В соответствии с данным Порядком  Комитетом по управлению имуществом Администрации г.Шахты в 2017году проведены мероприятия по сносу объектов аварийного жилищного  фонда в количестве 21 единицы, расположенных в г.Шахты по адресам:

-ул.Азовская,36, ул.Жукова,18, пер.Коновалова,4, пер.Коновалова,11, ул.Кривошлыкова,9, ул.Мировая Коммуна,13, ул.Мировая Коммуна,70, ул.Ново-Загородняя,31, пер.Охотский,18, ул.Прокатная,4, ул.Пролетарская,140а, ул.Рахманинова,41,ул.Серафимовича,37а,б, пер.Сокольнический,3, пер.Стеклова,3, пер. Стеклова,5, ул.Титова,35,пер.Фрунзе,68, ул.Энтузиастов,61, ул.50 лет ВЛКСМ,11, ул.50 лет ВЛКСМ,15.

В марте 2018г. Администрацией г.Шахты подготовлено обращение в Правительство Ростовской области о выделении средств резервного фонда Правительства Ростовской области на снос 8 расселенных аварийных многоквартирных домов непрофинансированных в 2017году, расположенных в г.Шахты, по адресам: ул.Багратиона,17,ул.Володарского,59 литер а, ул.Вышинского,3,пер.Охотский,4, пер.Югова,5, пер.10 лет Октября,3,пер.10 лет Октября5, пер.10 лет Октября,7.

Перечень объектов, расположенных в г.Шахты, планируемых к сносу за счет средств местного бюджета: пер.Громова,60 кв1, пер.Андропова,14,пер.Алдонский,38, ул.Антипова,1, ул.Антипова,2,ул.Константиновская,17-а, ул.Константиновская,17,ул.Антипова, 4, ул.Бесконечная,24, ул.Жданова,15,ул.Набережная,15б, ул.Перекопская,37, ул.Полесская, 22, ул.Раздорская, 32, пер.Транспортный, 9,ул.Футбольная, 19, ул.60 лет Победы,11,ул.Антипова,6. Этот перечень направлен в МКУ г.Шахты «Шахтыстройзаказчик» для  подготовки  на безвозмездной основе сметной документации на снос (демонтаж) объектов, находящихся в собственности муниципального образования «Город Шахты» и проведение Государственной экспертизы достоверности сметных нормативов и локальных сметных расчетов.

На финансирование из данного перечня, в пределах лимитов бюджетного финансирования, предлагаются объекты, расположенные в наиболее привлекательных местах, с точки зрения расположения транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры.Планируются к сносу в 2018 году ветхие жилые дома, расположенные в г.Шахты  по адресу: пер.Громова,60 кв.1 и пер.Андропова,14. Предполагаемое использование земельных участков — строительство объектов в соответствии с градостроительными регламентами зон правил землепользования и застройки  г.Шахты, преимущественно для размещения индивидуальной жилой застройки.

Заслушав информацию, председатель КСП Г.В.Аверкина отметила, что ранее по проблеме сноса аварийных строений говорили всегда, что нет денег, но на практике проблема  в другом: документов подготовленных нет! И необходимо эффективнее прорабатывать этот вопрос, а в качестве контроля —возвращаться к нему регулярно на заседаниях комитета. Также задавались вопросы, которые можно отнести к риторическим, так как ответа на них получено не было: сколько освобождённых участков передано и планируется к передаче заинтересованным лицам? Есть ли на сайте информация для жителей города об участках, которые скоро освободяться?

Депутаты также высказали свои критические замечания, отметили, что в Администрации должны быть конкретные люди, отвечающие за снос аварийного жилья. Решено вернуться к этому вопросу в октябре текущего года.

Третий вопрос — «Об утверждении «Нормативов градостроительного проектирования городского округа муниципального образования «Город Шахты», выступила главный архитектор — директор департамента архитектуры, градостроительства и территориального развития Е.В.Геращенко. В соответствии со статьями 29.1, 29.2, 29.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 6 Устава муниципального образования «Город Шахты»,  с учетом соблюдения процедур, установленных пунктами 3.10-3.14 Положения о составе, порядке подготовки местных нормативов градостроительного проектирования городского округа муниципального образования «Город Шахты» и внесения в них изменений, дополнений», утвержденного постановлением Администрации г.Шахты от 23.05.2016 №2603, предложено утвердить местные нормативы градостроительного проектирования городского округа муниципального образования «Город Шахты» согласно приложению  к настоящему решению.

Рекомендовать главе Администрации города Шахты поручить департаменту архитектуры, градостроительства и территориального развития Администрации города Шахты: осуществить размещение Местных нормативов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, действующей в Администрации города Шахты; осуществить размещение Местных нормативов в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов.

Вопрос вынесен на рассмотрение Думы.

Четвёртый вопрос — «Информация о проведенной правовым управлением Администрации совместно с ДАГиТР аналитической работе  по проекту планировки и  межевания земельных участков, расположенных в районе въезда в город Шахты со стороны федеральной трассы М-4 по ул. Дачная  и перспективах выкупа земельных участков, не находящихся в собственности муниципального образования «Город Шахты», выступила зам.начальника правового управления Администрации Е.В.Зорина. В связи с вопросами, возникшими в ходе работы комитета городской Думы по градостроительству, землепользованию и транспорту, заседание которого состоялось 23.05.2018г., а именно вопросами изъятия земельных участков, находящихся в собственности, для муниципальных нужд в рамках реализации проекта планировки и межевания территории (реконструкция автомобильной дороги на въезде в г.Шахты от автомагистрали М-4 «Дон» по ул.Дачная, г.Шахты), правовым управлением Администрации города Шахты у ДАГиТР была затребована информация и соответствующие документы. Срок предоставления был установлен до 01.06.2018г. 05.06.2018г. ДАГиТР была представлена принципиальная схема развития комплексного благоустройства территории в районе въезда в город Шахты со стороны федеральной трассы М-4 до ул.Дачная. Относительно права собственности на земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимого имущества, то до настоящего времени правовое управление не располагает запрашиваемыми сведениями.

Ряд общих вопросов относительно изъятия земельных участков, находящихся в собственности, для муниципальных нужд, были озвучены ДАГиТР в письме от 25.05.2018г. №61/11/2380 (способы, сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд; возможность изъятия части земельного участка для муниципальных нужд и в каком порядке; правовые последствия изъятия земельных участков и объектов капитального строительства, входящих в планируемою полосу постоянного отвода автомобильной дороги, определенную документаций по планировке территории), некоторые вопросы образования земельных участков в связи с изъятием также были обозначены при личной встрече с заместителем директора ДАГиТР А.М. Кулешовым, в связи с чем правовое управление сообщает следующее:

Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены ст.49 ЗК РФ. К ним отнесены случаи, связанные в том числе и со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения и т.д.

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен главой VII.1 ЗК РФ.

На основании ст.56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. В этой связи, наличие проекта планировки территории, для целей строительства (реконструкции) автомобильных дорог местного значения обязательно. П.3 ст.56.3 ЗК РФ предусмотрено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее, чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

Из этого следует, что все дальнейшие вопросы изъятия уже существующих, либо образование новых земельных участков для целей изъятия могут рассматриваться только при наличии утвержденного проекта планировки территории, предусматривающего и обосновывающего строительство (реконструкция) объекта местного значения (автомобильная дорога) в отсутствие иных вариантов планировочной ситуации, кроме как возможной через изъятие земельных участков.

П.2 ст.279 ГК РФ предусмотрено, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

На основании п.3 ст.279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством, а в соответствии с п.6 данной нормы сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее — соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Согласно ст.281ГК РФ, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Таким образом, на основании ст.56.7 ЗК РФ, после принятия решения подготавливается соглашение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также — соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии.

Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных статьей 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.13 ст.56.10 ЗК РФ возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 Земельного кодекса, за счет средств указанной организации.

С учетом изложенного вопрос возмещения также должен быть рассмотрен в рамках формирования бюджета.

Относительно вопроса изъятия земельного участка, находящегося в собственности физического, либо юридического лица и расположенного на территории иного муниципального образования, то земельное законодательство не ставит изъятие земельных участков в зависимость от данного обстоятельства. Но так как у правового управления отсутствуют однозначные данные о правообладателях земельных участков, подлежащих изъятию, то также отмечаем, что  на основании ст.279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Таким образом, прекращение права собственности на земельный участок одного публичного правового образования в пользу другого публичного правового образования в ходе изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд не осуществляется. Случаи безвозмездной передачи земельных участков из собственности одного публичного правового образования в собственность другого публичного правового образования предусмотрены, в том числе п.п.1 п.2 ст.39.30 ЗК РФ.

Согласно данной норме законодательства, не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества.

Таким образом, изъятие земельного участка, находящегося в федеральной собственности и попадающего в полосу постоянного отвода при строительстве автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения, невозможно, если на таком земельном участке расположено недвижимое имущество.

Кроме того, как следует из п.п.13 п.2 ст.39.30 ЗК РФ не подлежат передаче земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям. Таким образом, следует предположить, что предоставление таких земельных участков, находящихся на иных вещных правах для одной из целей изъятия земельного участка, например, для размещения автомобильной дороги, возможно только после перевода такого земельного участка в иную категорию.  

Заслушав информацию, депутаты и представители общественности задали вопрос о возможности вообще избежать всех этих трат… Если реализовывается федеральный проект, то почему наш город должен взвалить на плечи неподъёмную ношу по обустройству новой въездной дороги, тем более, что совсем недавно эта дорога была отремонтирована? И эти вопросы надо всерьёз обсуждать на региональном уровне, не ждать, пока во всей проектной документации будет поставлена точка и на город упадут все эти проблемы с выкупом земельных участков. Решено к этой теме вернуться в июле, при комплексном рассмотрении  вопроса о реконструкции въезда в город Шахты со стороны трассы М-4.

Пятый вопросИнформация МКУ г.Шахты «Шахтыстройзаказчик» о результатах деятельности по исполнению функций муниципального заказчика в части осуществления и эффективности контроля исполнения контрактов на строительство и капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры«, выступил директор МКУ г.Шахты «Шахтыстройзаказчик»Д.В.Романовский. Депутаты изучили представленную информацию, задали ряд уточняющих вопросов. По решению комитета, информация МКУ г.Шахты «Шахтыстройзаказчик»заслушивается регулярно, поэтому к этому вопросу депутаты вернуться в сентябре.

Шестой вопрос — «Об утверждении плана работы комитета городской Думы по градостроительству, землепользованию и транспорту на 2-е полугодие 2018 года«, выступил председатель комитета по градостроительству, землепользованию и транспортуВ.Н.Правдюк. С изменениями и внесёнными предложениями план утверждён.

Top