08.06.2011 г.

В Законодательном Собрании области состоялось заседание «круглого стола», участникам которого был вынесен на обсуждение проект областного закона «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области». В работе заседания приняла участие И. А. Жукова – председатель Шахтинской городской Думы.

Уважаемые участники «Круглого стола»!
То, что мы с вами сегодня обсуждаем новый проект областного закона о выборах депутатов муниципальных образований – уже свидетельствует о том, что мы живём не за «железным занавесом» и мировой опыт развития парламентаризма предоставляет нам возможность думать, выбирать модели для более эффективного осуществления гражданами своего избирательного права.

Мы ознакомились с проектом закона и считаем, что смешанная система формирования представительных органов муниципальных образований  действительно наиболее полно отражает потребности общества. Думаю, опыт государственной Думы РФ в этом вопросе для нас тоже послужит хорошей школой.

В двух словах остановлюсь на преимуществах  и недостатках мажоритарной и пропорциональной системах. Да, когда есть непосредственный контакт между избирателем и кандидатом в депутаты – это большой плюс в дальнейшем взаимодействии, потому мажоритарная система была и будет популярным способом определения народных лидеров, за которыми следует большинство граждан. Но! Волеизъявление избирателей, голосовавших за других кандидатов, остаётся неучтённым. Это несправедливо, тем более, что при системе относительного большинства, да ещё при отсутствии порога явки на выборы, не представленным оказывается именно большинство.
А если говорить о пропорциональной системе выборов, то большинство голосов избирателей практически не теряется, кроме оставшихся за 5-и процентным избирательным барьером. Именно эта система выборов позволяет развивать и укреплять партии, повышать их значение в обществе, а значит – влиять на приоритеты развития государства. Очевидный минус – избиратель не может влиять на персональный состав выборного органа власти.

То, что разработчики законопроекта обратились к смешанной системе  выборов, позволяет максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки. И мы очень надеемся, что заявленные «плюсы» новой системы выборов станут видимы для всего общества!
Да, мы хотим увидеть профессиональный парламент, состав которого отражает реальное соотношение политических сил в обществе.
Да, нам нужны сильные политические партии, созданные не для проведения воспитательной работы с населением, а для участия в выборах. В современном демократическом обществе нужен конструктивный диалог исполнительной и законодательной власти как между собой, так и с избирателями. Убеждать надо делами, а не словами!
И, конечно же, поддержание преемственности власти, политических традиций – это то, от чего не следует отказываться. Ведь использование мажоритарной избирательной системы по-прежнему сохраняет шансы на создание стабильного однопартийного правительства.

Полагаю, сегодня мы с вами собрались не только для того, чтобы дать оценку разным выборным системам, но и для того, чтобы внести свои замечания, предложения в проект областного закона «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области».
1. Обращает на себя внимание очень сложный алгоритм пропорционального распределения депутатских мандатов среди политических партий, превысивших 5% барьер. Да, этот алгоритм детально прописан в законопроекте, но между тем остаются вопросы.  К примеру, после распределения полученных мандатов внутри победившей партии могут оказаться «лишние» мандаты, когда партия получила мандатов больше, чем число зарегистрированных кандидатов в её списках. Что делать в таком случае? Нераспределённые депутатские места будут вакантными до следующих выборов? Или их можно отдать партиям, не набравшим «проходной балл»? Эти моменты можно прописать в законе более чётко. А может и упростить алгоритм распределения мандатов. В любом случае, здесь есть над чем подумать разработчикам проекта.

Думаю, участники «круглого стола» выскажут и другие пожелания по проекту, а мне бы хотелось отметить тот факт, что авторы проекта учли современные реалии дня и для повышения роли политических партий, избирательных объединений значительно увеличили размер избирательного фонда. К примеру, для городских округов с численностью от 100 тыс. до 500тыс. избирателей включительно размер избирательного фонда может доходить до 18 миллионов рублей.

В целом, новый законопроект Шахтинская городская Дума поддерживает, видит в нём необходимость, сформированную поступательным развитием общества. Остаётся только надеется на понимание наших граждан и высокую явку избирателей в дни выборов!

Top